Состояние психологических и иммунологических показателей студентов выпускного курса медицинского вуза

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Подготовка будущих врачей к профессиональной деятельности предполагает осознание и принятие высокой ответственности, которую сопровождает специальность, что приводит к значимому психоэмоциональному напряжению к моменту выпуска из учебного заведения. С целью выявления взаимосвязи между показателями гомеостатических систем была проведена сопоставительная (в зависимости от программы обучения) характеристика иммунологических и психологических параметров студентов выпускного курса медицинского вуза. Обследованы студенты-шестикурсники лечебно-профилактического факультета (29 человек) и военного учебного центра (34 человека) ФГБОУ ВО «Ростовского государственного медицинского университета». Критериями исключения для всех участников стали наличие хронических заболеваний, инфекционный процесс любого генеза в течение трех месяцев, предшествовавших исследованию. Группы были сопоставимы по возрасту (соответственно, 23,8±1,82 и 23,9±2,2 лет), полу (все – мужчины) и соответствовали I группе здоровья. Психологическое тестирование проводили с применением шкалы Спилбергера–Ханина с целью оценки степени личностной и ситуативной тревожности. Оценку иммунного статуса осуществляли в НИИ клинической иммунологии с использованием стандартных методологических подходов. Для характеристики состояния здоровья в течение года использованы регистрационные карты анализа иммуноопосредованной патологии. Изучение полученных данных психологического анкетирования выявило, что студенты ЛПФ в сравнении с шестикурсниками ЛПФ демонстрируют большую степень ситуативной и, в особенности, личностной тревожности. Отличия в системе иммунного реагирования между сравниваемыми группами выявлены в отношении параметров, характеризующих как адаптивный, так и врожденный иммунитет. Эти отличия проявлялись в более значимом количестве циркулирующих Т-регуляторных лимфоцитов, менее выраженном литическом потенциале Т-эффекторов, большим количеством TLR9+ моноцитов при снижении доли клеток моноцитарного ряда, несущих HLA-DR у студентов-лечебников в сравнении с их сокурсниками, обучающимися по программе офицеров медицинской службы. Таким образом, период психологической подготовки в медицинском вузе к старту профессиональной деятельности имеет отличия в зависимости от особенностей учебного процесса и более успешен для шестикурсников ВУЦ. У студентов ЛПФ в сравнении с военными студентами-медиками в большей степени выражено психоэмоциональное напряжение, что находит свое отражение в формировании признаков дисрегуляции иммунной системы. Необходима разработка мероприятий для своевременного выявления изменений адаптационного потенциала как психологического, так и иммунологического порядка.

Полный текст

Введение

Подготовка будущих врачей к их профессиональной деятельности помимо овладения теоретическими знаниями и практическими навыками предполагает осознание и принятие ответственности, которую сопровождает специальность [4, 6]. Очевидно, что в максимальной степени психоэмоциональное напряжение в этой связи формируется к моменту выпуска из учебного заведения [2, 3]. Логично предположить различную степень выраженности психологической нагрузки у будущих офицеров-медиков и выпускников стандартной лечебного образования. Учитывая факт единства функционирования гомеостатических систем, также логично полагать возможные изменения и в состоянии иммунологической реактивности выпускников-медиков, опосредованной чрезмерной активацией нервной системы. Такие изменения могут стать причиной развития доклинических и даже клинических нарушений здоровья. Своевременное выявление возможных изменений как психологического, так и иммунологического порядка, могут иметь свои позитивные эффекты в качестве профилактики процессов нейроиммунной диcрегуляции [1, 12, 15].

Цель настоящего исследования – сопоставительная (в зависимости от программы обучения) характеристика иммунологических и психологических параметров студентов выпускного курса медицинского вуза.

Материалы и методы

Под наблюдением находились 63 студента шестого курса ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России. Обследуемые были разделены на две группы. В первую вошли 34 шестикурсника военного учебного центра (ВУЦ), во вторую – 29 студентов шестого курса лечебно-профилактического факультета (ЛПФ). Критерием исключения для всех участников стали наличие хронических заболеваний, инфекционный процесс любого генеза в течение трех месяцев, предшествовавших исследованию. Группы были сопоставимы по возрасту (соответственно, лет: 23,8±1,82 и 23,9±2,2), полу (мужчины) и соответствовали I группе здоровья.

Все участники исследования подписали информированное согласие в соответствии с протоколом, одобренным Локальным Независимым Этическим Комитетом ФГБОУ ВО РостГМУ. Исследование проводили в конце осеннего семестра. В работе использованы регистрационные карты анализа иммуноопосредованной патологии, отражающие заболеваемость в течение года с позиции оценки работы иммунной системы по основным синдромам: инфекционному, аллергологическому, аутоиммунному, лимфопролиферативному (Сизякина Л.П., 2013). Психологическое тестирование для определения степени выраженности ситуативной и личностной тревожности осуществляли по методике Спилбергера–Ханина.

Результаты и обсуждение

Суммируя баллы, отмеченные при заполнении соответствующих анкет, делали выводы об уровне тревожности испытуемых: до 30 баллов – низкий уровень (отсутствие) тревожности, от 31 до 44 – умеренный, свыше 45 – высокий [10]. Параметры врожденного и адаптивного звеньев иммунной системы оценивали, опираясь на стандартную методологию [14], в НИИ клинической иммунологии ФГБОУ ВО РостГМУ. Статистический анализ выполняли в программе StatTech v. 1.2.0 и Statistica SPSS v. 26. Сравнение количественных показателей двух независимых групп проводили с помощью U-критерия Манна–Уитни.

Данные анализа анкет иммуноопосредованной патологии, в которых учитываются любые отклонения от состояния практического здоровья в течение года, предшествовавшего проведению обследования, показали, что инфекционная манифестация в виде острых респираторных вирусных инфекций регистрировалась у 30% участников наблюдения при средней частоте 1,8±1,2 раз в год у студентов ВУЦ и 1,0±1,9 – у студентов ЛПФ. При этом на долю не болевших в течение года среди студентов военных медиков приходится 41%, а среди юношей-шестикурсников ЛПФ – лишь 14%. Медиана длительности ОРВИ составила 5,0 (3,3-7,0) дней у студентов ВУЦ, а в группе ЛПФ – 6,5 (5-7) дней. Отличия клинического статуса между двумя сравниваемыми группами проявились в частоте развития осложнений, потребовавших применение антибиотиков: в 10% случаев – у студентов ВУЦ, в 26% – у студентов ЛПФ. Характеристика основных иммунологических показателей представлена в таблице 1, где при сопоставлении можно увидеть наличие особенностей в зависимости от факультета обучения. При этом отличия затрагивают параметры и адаптивного, и врожденного иммунного ответа. В частности, у студентов лечебного факультета в циркуляции статистически значимо меньше по отношению к студентам ВУЦ относительное количество зрелых Т-лимфоцитов за счет субпопуляции цитотоксических Т-клеток. При этом регистрируется меньшее, чем у студентов ВУЦ, количество потенциально активных Т-эффекторов, содержащих литические гранулы гранзима В. Также у студентов ЛПФ в сравнении с показателями студентов ВУЦ большее относительное число Т-регуляторных клеток, ответственных за формирование процессов иммуносупрессии. В параметрах врожденного иммунного ответа различия в показателях носят неоднозначный характер. Так, у студентов лечебного факультета в сравнении с военными студентами-медиками в меньшей степени сохранены адаптивные ресурсы кислородзависимого метаболизма нейтрофилов, однако повышено число и литический потенциал лимфоцитов натуральных киллеров. Также отличительные признаки касаются и параметров моноцитарного звена в виде увеличении у студентов ЛПФ в сравнении со студентами ВУЦ доли моноцитов, экспрессирующих внутриклеточный TLR9 при снижении относительного числа HLA-DR+ моноцитов.

 

ТАБЛИЦА 1. СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ ШЕСТОГО КУРСА РАЗЛИЧНЫХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ, Me (Q0,25-Q0,75)

TABLE 1. COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE IMMUNE SYSTEM INDICATORS OF SIXTH-YEAR STUDENTS OF VARIOUS TRAINING PROGRAMS, Me (Q0.25-Q0.75)

Показатель

Indicator

ВУЦ

MTC

(n = 34)

ЛПФ

MPF

(n = 29)

Т-лимфоциты, CD3+ (%)

Т lymphocytes, CD3+ (%)

76 (72-78)

68 (64-74)*

Т-лимфоциты-хелперы, CD3+ CD4+ (%)

Т lymphocytes-helpers, CD3+ CD4+ (%)

44 (42-50)

42 (37-48)

Т-лимфоциты-цитотоксические, CD3+ CD8+ (%)

Cytotoxic T lymphocytes, CD3+ CD8+ (%)

31 (24-35)

24 (21-31)*

Т-лимфоциты-регуляторные, CD4+CD25+FoxP3+ (%)

T lymphocytes are regulatory, CD4+CD25+FoxP3+ (%)

1,5 (1,1-1,7)

2,0 (1,4-2,4)*

Т-лимфоциты цитотоксические с литическим потенциалом, CD3+ CD8+Gr+ (%)

Cytotoxic T lymphocytes with lytic potential, CD3+ CD8+Gr+ (%)

15 (12-17)

12 (8-15)*

В-лимфоциты, CD19+ (%)

B lymphocytes , CD19+ (%)

9 (8-12)

10 (7-12)

Иммуноглобулины сыворотки крови IgA (г/л)

Serum immunoglobulins IgA (g/L)

2,0 (1,6-2,3)

2,1 (2,0-2,2)

IgM (г/л)

IgM (g/L)

1,1 (1,0-1,2)

1,2 (1,1-1,3)

IgG (г/л)

IgG (g/L)

11,3, (10,0-13,0)

11,4 (10,9-12,0)

Кислородзависимый метаболизм нейтрофилов,

НСТспонтанный (у. е.)

Oxygen-dependent metabolism of neutrophils,

NBT is spontaneous (c. u.)

89 (82-98)

90 (84-101)

Коэффициент стимуляции НСТ

Coefficient of stimulation of the NBT

1,7 (1,6-1,8)

1,6 (1,4-1,7)*

Натуральные киллеры, CD3-CD16+ (%)

Natural killers, CD3-CD16+ (%)

14 (12-16)

17 (14-25)

Натуральные киллеры с литическим потенциалом,

CD3-CD16+Gr+ (%)

Natural killers with lytic potential,

CD3-CD16+Gr+ (%)

8 (4-10)

12 (8-15)*

Моноциты, экспрессирующие TLR2, CD14+ CD282+ (%)

Monocytes, expressing TLR2, CD14+ CD282+ (%)

76 (75-78)

74 (67-82)

Моноциты, экспрессирующие TLR4, CD14+ CD284+ (%)

Monocytes, expressing TLR4, CD14+ CD284+ (%)

15 (12-19)

16 (12-19)

Моноциты, содержащие TLR9, CD14+ CD289+ (%)

Monocytes, containing TLR9, CD14+ CD289+ (%)

3,0 (1,8-7,5)

5,0 (3,8-9,0)*

Моноциты, экспрессирующие антигены HLA II класса,

CD14+HLA-DR+ (%)

Monocytes, expressing antigens HLA II сlass,

CD14+HLA-DR+ (%)

79 (71-82)

70 (64-73)*

Примечание. * – различия статистически значимы при р < 0,05, данные представлены в виде Me (Q0,25-Q0,75).

Note. *, the differences are statistically significant at p < 0.05, the data are presented in the form of Me (Q0,25-Q0,75).

 

Психологический статус обследуемых, охарактеризованный с позиции выраженности тревожности как психологического состояния, связанного с конкретной внешней ситуацией (ситуативная) и свойством личности (личностная), выявил отсутствие ситуативной тревожности лишь у 10%, а личностной – у 18% студентов выпускного курса. В обоих случая доминирующим стало состояние умеренной тревожности: 59% – ситуативной и 53% – личностной. В то же время при анализе показателей психологического состояния в зависимости от факультета обучения, были выявлены различия. Как следует из представленных данных, отсутствие волнений, связанных с конкретной ситуацией, характеризует большую часть будущих офицеров медицинской службы, нежели гражданских врачей, для которых доминирующим стало состояние умеренной тревожности, тогда как высокий уровень ситуативного напряжения практически одинаков и характерен для трети представителей каждой группы (рис. 1).

 

Рисунок 1. Результаты анкетирования студентов 6 курса ВУЦ и ЛПФ по методике Спилберга–Ханина для определения степени ситуативной тревожности

Figure 1. The results of a survey of 6th year students of the University and LPF using the Spielberger–Khanin method to determine the degree of situational anxiety

 

Между тем, психологическое состояние, отражающее качество личности, диаметрально различно: если у студентов ВУЦ тревожности нет либо проявляется умеренно при полном отсутствии высокой степени тревоги, то среди студентов ЛПФ не было представителей с отсутствием тревоги при доминировании высокого уровня личностной тревожности (рис. 2).

 

Рисунок 2. Результаты анкетирования студентов 6 курса ВУЦ и ЛПФ по методике Спилберга–Ханина для определения степени личностной тревожности

Figure 2. The results of a survey of students of the 6th year of the University and LPF using the Spielberger–Khanin method to determine the degree of personal anxiety

 

Представленные результаты исследования согласуются с опубликованными данными о наличии тревожных состояний у студентов-выпускников медицинских вузов, что определяется осознанием предстоящей ответственности самостоятельной трудовой деятельности [5, 8]. Полученные нами данные отчетливо демонстрируют большую степень тревожности у студентов лечебного факультета в сравнении выпускниками ВУЦ, что, очевидно, связано с большей мотивированностью и более четком представлении о характере будущей работы у будущих военных медиков. Полученные нами результаты характеристики параметров иммунного статуса обследуемых убедительно доказывают имеющиеся представления о связи психоэмоционального состояния с функциональными особенностями иммунной системы [7, 11]. Так, в сравнении с выпускниками ВУЦ, для которых характерно отсутствие существенных психологических изменений, у студентов ЛПФ с выраженным психоэмоциональным напряжением отмечаются отчетливые признаки дисрегуляции в иммунных показателях. Доказательством высказанного предположения служит снижение эффекторного потенциала Т-звена при усилении функциональных резервов натуральных киллеров на фоне повышения иммуносупрессивного воздействия регуляторных Т-лимфоцитов. Обращает на себя внимание и факт повышения доли HLA-DR- моноцитов периферической крови, для которых характерна функция супрессии иммунного ответа. При этом растет число моноцитов с определяемой экспрессией TLR9 – внутриклеточного рецептора первичного распознавания неметилированной CpG-последовательности ДНК. Известно, что TLR9 распознает не только бактерии и вирусы, но и служит важнейшим рецептором для ответа на молекулярные фрагменты, ассоциированные с повреждениями собственных структур, что позволяет полагать его участие в генезе аутоиммунного воспаления [13]. Выявленные дисрегуляторные проявления иммунной системы у студентов лечебного факультета в сравнении с выпускниками ВУЦ согласуются и с характеристикой их клинического статуса. Так, несмотря на то, что инфекционные проявления в виде острых респираторных инфекций регистрировались в равной степени в обеих группах наблюдения и не выходили за пределы среднестатистического уровня практически здоровых [9], у трети студентов лечебного факультета развились осложнения, потребовавшие применения антибиотиков, тогда как подобные состояния выявлены лишь у троих из 34 студентов ВУЦ.

Заключение

Таким образом, период психологической подготовки к старту профессиональной деятельности в медицинском вузе имеет отличия в зависимости от особенностей учебного процесса и более успешен для шестикурсников ВУЦ. У студентов ЛПФ в сравнении с военными студентами-медиками в большей степени выражено психоэмоциональное напряжение, что находит свое отражение в формировании признаков дисрегуляции иммунной системы. Необходима разработка мероприятий для своевременного выявления доклинических изменений адаптационного потенциала как психологического, так и иммунологического порядка.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

×

Об авторах

И. И. Андреева

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ

Email: chebotovsergey@mail.ru

д.м.н., доцент, профессор кафедры клинической иммунологии и аллергологии 

Россия, 344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29

Р. Т. Уразмамбетов

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ

Email: chebotovsergey@mail.ru

аспирант кафедры клинической иммунологии и аллергологии 

Россия, 344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29

С. А. Чеботов

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ

Автор, ответственный за переписку.
Email: chebotovsergey@mail.ru

аспирант кафедры клинической иммунологии и аллергологии

Россия, 344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29

Список литературы

  1. Андреевская М.В., Лаба Д.В., Ходулин В.В. Физиологические и психофизиологические аспекты деятельности студентов медицинского вуза // Профилактическая медицина – 2019: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 14-15 ноября 2019 года. Часть 1. СПб.: Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова, 2019. С. 29-33. [Andreevskaya M.V., Laba D.V., Khodulin V.V. Physiological and psychophysiological aspects of the activities of medical university students. Preventive medicine – 2019 : collection of scientific papers of the All-Russian scientific and practical conference with international participation]. St. Petersburg, November 14-15, 2019. Part 1]. St. Petersburg: I.I. Mechnikov Northwestern State Medical University, 2019, pp. 29-33.
  2. Бергис Т.А., Екимова Ю.Н. Особенности стрессоустойчивости студентов медицинского колледжа г. Тольятти // Балканское научное обозрение, 2019. Т. 3, № 2 (4). С. 83- 85. [Bergis T.A., Ekimova Yu.N. Features of stress resistance of students of the Tolyatti Medical College. Balkanskoe nauchnoe obozrenie = Balkan Scientific Review, 2019, Vol. 3, no. 2 (4), pp. 83-85. (In Russ.)]
  3. Бухарина Т.Л., Аверин В.А. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования. Екатеринбург: Научно-издательский совет Уральского отделения Российской академии наук, 2002. 405 с. [Bukharina T.L., Averin V.A. Psychological and pedagogical aspects of medical education ]. Yekaterinburg: Scientific and Publishing Council of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2002. 405 p.
  4. Величковская С.Б. Психологические трудности студентов в учебном процессе и возможности их преодоления // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, 2018. № 2 (796). С. 212-224. [Velichkovskaya S.B. Psychological difficulties of students in the educational process and the possibilities of overcoming them. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki = Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences, 2018, no. 2 (796), pp. 212- 224. (In Russ.)]
  5. Городецкая И.В., Коновалова Н.Ю., Захаревич В.Г. Исследование ситуативной и личностной тревожности студентов // Вестник ВГМУ, 2019. Т. 18, № 5. С. 120-127. [Gorodetskaya I.V., Konovalova N.Yu., Zakharevich V.G. The study of situational and personal anxiety of students. Vestnik VGMU = Bulletin of VSMU, 2019, Vol. 18, no. 5, pp. 120-127. (In Russ.)]
  6. Заболотная Г. К вопросу об успешности адаптации студентов медицинского вуза// Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, 2012. Т. XIX, № 4. С. 17-20. [Zabolotnaya G. On the issue of successful adaptation of medical university students. Uchenye zapiski SPbGMU im. akad. I. P. Pavlova = Scientific notes of St. Petersburg State I. Pavlov Medical University, 2012, Vol. XIX, no. 4, pp. 17-20. (In Russ.)]
  7. Зайцева Н.С., Сизякина Л.П. Роль факторов врожденного иммунитета в формировании адаптационных реакций при стрессе // Иммунология, 2021. Т.42, № 3. С. 270-276. [Zaitseva N.S., Sizyakina L.P. The role of factors of innate immunity in the formation of adaptive reactions under stress. Immunologiya = Immunologiya, 2021, Vol. 42, no. 3, pp. 270-276. (In Russ.)]
  8. Зуйкова Е.Г., Бушма Т.В., Липовка А.Ю. Изучение стрессоустойчивости студентов в учебной деятельности // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения, 2019. Т. 14, № 2. С. 759-765. [Zuikova E.G., Bushma T.V., Lipovka A.Yu. Studying the stress resistance of students in educational activities. Zdorovye – osnova chelovecheskogo potentsiala: problemy i puti ikh resheniya = Health is the Basis of Human Potential: Problems and Ways to Solve Them, 2019, Vol. 14, no. 2, pp. 759-765. (In Russ.)]
  9. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2020 году: Государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2021. [On the state of sanitary and epidemiological well-being of the population in the Russian Federation in 2020: State report]. M.: Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare, 2021.
  10. Практикум по психологии состояний; учеб пособие / под ред. проф. О.А. Прохорова. СПб.: Речь, 2004. 480 с. [Workshop on the psychology of states; textbook / ed. Prof. O.A. Prokhorova]. St. Petersburg: Rech, 2004. 480 p.
  11. Прохоренко И.О., Германова В.Н., Сергеев О.С. Стресс и состояние иммунной системы в норме и патологии // Вестник медицинского института «РЕАВИЗ», 2017. № 1. С. 82-90. [Prokhorenko I.O., Germanova V.N., Sergeev O.S. Stress and the state of the immune system in norm and pathology. Vestnik meditsinskogo instituta “REAVIZ” = Bulletin of the Medical Institute “REAVIZ”, 2017, no. 1,pp. 82-90. (In Russ.)]
  12. Тананакина Т.П., Лысенко Е.А., Паринов Р.А. Оценка адаптационных возможностей юношей студентов медицинского вуза, обучаюшихся в разных социально-экономических условиях // Биология и интегративная медицина, 2021. Т. 6, № 53. С. 341-349. [Tananakina T.P., Lysenko E.A., Parinov R.A. Assessment of the adaptive capabilities of young medical university students studying in different socio-economic conditions. Biologiya i integrativnaya meditsina = Biology and Integrative Medicine, 2021, Vol. 6, no. 53, pp. 341-349. (In Russ.)]
  13. Торшин И.Ю., Громова О.А., Лила А.М. Толл-подобные рецепторы как компонент патофизиологии остеоартрита: противовоспалительное, анальгетическое и нейропротекторное действие // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика, 2021. Т. 13, № 4. С. 123-129. [Torshin I.Yu., Gromova O.A., Lila A.M. Toll-like receptors as a part of osteoarthritis pathophysiology: anti-inflammatory, analgesic and neuroprotective effects. Nevrologiya, neyropsikhiatriya, psikhosomatika = Neurology, Neuropsychiatry, Psychosomatics, 2021, Vol. 13, no. 4, pp. 123-129. (In Russ.)]
  14. Хаитов Р.М., Пинегин Б.В., Ярилин А.А. Руководство по клинической иммунологии. Диагностика заболеваний иммунной системы: руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. [Khaitov R.M., Pinegin B.V., Yarilin A.A. Guide to clinical immunology. diagnosis of immune system disorders: a guide for physicians]. Moscow: GEOTAR-Media, 2009.
  15. Dhabhar F.S. Effects of stress on immune function: the good, the bad, and the beautiful. Immunol. Res., 2014, Vol. 58, pp. 193-210.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1. Результаты анкетирования студентов 6 курса ВУЦ и ЛПФ по методике Спилберга–Ханина для определения степени ситуативной тревожности

Скачать (87KB)
3. Рисунок 2. Результаты анкетирования студентов 6 курса ВУЦ и ЛПФ по методике Спилберга–Ханина для определения степени личностной тревожности

Скачать (90KB)

© Андреева И.И., Уразмамбетов Р.Т., Чеботов С.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № 77 - 11525 от 04.01.2002.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах